РП_1-2 года (2023-2024) Сказка

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Ильинский детский сад «Колокольчик»

«Утверждаю»
Заведующий МДОУ
Ильинский детский сад
«Колокольчик»
____________В.В. Беликова
Приказ №21-ОД от 28.08.2023г.

Рассмотрен и рекомендован
к утверждению
протокол педсовета № 1 от
28.08.2023г.

Рабочая программа воспитателя
первой группы раннего возраста «Сказка» (1-2 года)
на 2023-2024 учебный год

Составитель программы:
Нестерова О.Л.

2023-2024 уч. год

Содержание
I. Целевой раздел
Пояснительная записка

3

1.1. Цели и задачи Программы

4

1.2. Значимые для разработки и реализации Программы

5

1.2.1 Демографические особенности

5

1.2.2. Национально – культурные особенности

5

1.2.3. Возрастные особенности развития детей 1-2 лет

5

1.3. Планируемые результаты освоения Программы

9

II. Содержательный раздел
2.1. Особенности образовательного процесса

10

2.1.1. Образовательная область «Развитие речи»

17

2.1.2. Образовательная область «Физическое развитие»

20

2.1.3. Образовательная область «Познавательное развитие»

22

2.1.4. Образовательная область «Музыкальное развитие»

24

2.2 Взаимодействие педагога с детьми

25

2.3. Взаимодействие детского сада с семьей

26

III. Организационный раздел
3.1. Планирование образовательной деятельности

30

3.2. Организация режима пребывания детей в образовательном учреждении

31

3.3. Формы организации детских видов деятельности в ДОУ

33

3.4. Условия реализации Программы

35

3.5. Мониторинг усвоения программы воспитанникам

39

IV. Список методической литературы

40

I. Целевой раздел
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа первой группы раннего возраста разработана
воспитателем МДОУ детского сада
Рабочая программа по развитию детей младшей группы (Далее - Программа) разработана
в соответствии с Федеральной образовательной программой дошкольного
образования, утвержденной 25.11.2022г №1028.
Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса первой
группы раннего во Муниципального дошкольного образовательного учреждения ИДС
«Колокольчик» (далее МДОУ).
Нормативной базой для составления рабочей программы Муниципального
дошкольного образовательного учреждения ИДС «Колокольчик» являются:
Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации».
образования, утвержденным приказом Министерства.
образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155.
Приказ Министерства просвещения РФ от 31 июля 2020 г. № 373 "Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного
образования".
-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
образования и науки Российской Федерации от 28.02.2014 г. № 08-249.
детский сад «Колокольчик». Образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.
Вераксы , Т.С. Комаровой , М.А. Васильевой, в соответствии с ФГОС ДО.
Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса младшей
группы
Муниципального
дошкольного
образовательного
учреждения
ИДС
«Колокольчик» (далее МДОУ) .

3

1.1. Цели и задачи программы
Цели программы – воспитание гармонично развитой и социально ответственной
личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации,
исторических и национально-культурных традиций; создание благоприятных условий для
полноценного проживания ребенком дошкольного детства; формирование основ базовой
культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в
соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями; подготовка к жизни в
современном обществе, обучению в школе; обеспечение безопасности жизнедеятельности
дошкольника в тесном сотрудничестве с семьями воспитанников.
Достижение целей обеспечивает решение следующих задач:
 Укреплять и сохранять здоровья детей.
 Воспитывать культурно-гигиенических навыки и навыки самообслуживания.
 Развивать основных движений. Предупреждать утомление.
 Формировать элементы наглядно-образного мышления наряду с нагляднодейственным мышлением.
 Развивать восприятие, внимание, память детей.
 Расширять опыт ориентировки в окружающем, обогащать детей разнообразными
сенсорными впечатлениями.
 Формировать представления о ближайшем окружении, о простейших связях между
ними.
 Воспитывать интерес к явлениям природы, бережное отношение к растениям.
 Продолжать
развивать речь детей. Расширять их словарный запас,
совершенствовать грамматическую структуру речи.
 Учить понимать речь взрослого без наглядного сопровождения. Добиваться того,
чтобы к концу третьего года жизни речь стала полноценным средством общения детей
друг с другом.
 Формировать первоначальное представление о количественных и качественных
различиях предметов.
 Учить разнообразно действовать с предметами: собирать однородные по названию
предметы, отбирать игрушки разного цвета, величины, формы.
 Воспитывать интерес к трудовым действиям взрослых.
 Формировать предпосылки сюжетно-ролевой игры, развивать умение играть рядом,
а затем и вместе со сверстниками.
 Формировать у детей опыт поведения в среде сверстников. Воспитывать чувство
симпатии к сверстникам, любовь к родителям и близким людям. Развивать
художественное восприятие, воспитывать отзывчивость на музыку и пение, доступные
пониманию детей произведения изобразительного искусства, литературы.

4

1.2. Значимые для разработки и реализации Программы характеристики
В области содержания и организации образовательного процесса Программа
учитывает
следующие
объективные
специфические
(национально-культурные,
демографические, климатические и др.) особенности осуществления образовательного
процесса:
1.2.1 Демографические особенности
Анализ социального статуса семей выявил, что в первой группе раннего возраста
воспитываются дети из полных - 81 %, неполных - 19 % . из них многодетные – 33 %.
Основной состав родителей – среднеобеспеченные, с высшим 19% и средне специальным профессиональным 57%, без образования – 24%.
1.2.2. Национально – культурные особенности
Этнический состав воспитанников группы: русские, из русскоязычных семей.
Обучение и воспитание в ДОУ осуществляется на русском языке. Воспитанники
проживают в условиях села. Реализация регионального компонента осуществляется через
знакомство с национально-культурными особенностями Бурятии. Знакомясь с родным
краем, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя, живущим в
определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях. Данная
информация реализуется через целевые прогулки, беседы, проекты.
1.2.3. Возрастные особенности развития детей 1-2 лет
На втором году жизни ежемесячная прибавка в весе составляет 200–250 г, а в росте 1
см. Продолжается совершенствование строения и функций внутренних органов, костной,
мышечной и центральной нервной системы. Повышается работоспособность нервных
клеток. Длительность каждого периода активного бодрствования у детей до полутора лет
составляет 3–4 часа, у детей двух лет — 4–5,5 часа.
На развитие основных движений ребенка частично влияют пропорции его тела:
короткие ноги, длинное туловище, большая голова. Малыш до полутора лет часто падает
при ходьбе, не всегда может вовремя остановиться, обойти препятствие. Несовершенна и
осанка. Вследствие недостаточного развития мышечной системы ребенку трудно долго
выполнять однотипные движения, например, ходить с мамой «только за ручку».
Постепенно совершенствуется ходьба. Дети учатся свободно передвигаться на
прогулке: они взбираются на бугорки, ходят по траве, перешагивают через небольшие
препятствия, например, палку, лежащую на земле. Исчезает шаркающая походка. В
подвижных играх и на музыкальных занятиях дети выполняют боковые шаги, медленно
кружатся на месте.
В начале второго года дети много лазают: взбираются на горку, на диванчики, а позже
(приставным шагом) на шведскую стенку. Они также перелезают через бревно, подлезают
под скамейку, пролезают через обруч. После полутора лет у малышей кроме основных
развиваются и подражательные движения (мишке, зайчику). В простых подвижных играх
и плясках дети привыкают координировать свои движения и действия друг с другом (при
участвующих не более 8-10).
При обучении и правильном подборе игрового материала дети осваивают действия с
разнообразными игрушками: разборными (пирамиды, матрешки), строительным
материалом и сюжетными игрушками (куклы с атрибутами к ним, мишки). Эти действия
ребенок воспроизводит по подражанию после показа взрослого.
Постепенно из отдельных действий складываются «цепочки», и малыш учится
доводить предметные действия до результата: заполняет колечками всю пирамиду,
подбирая их по цвету и размеру, из строительного материала возводит по образцу, а затем
по памяти забор, паровозик, башенку и другие несложные постройки.
Значительные перемены происходят и в действиях с сюжетными игрушками. Дети
начинают переносить разученное действие с одной игрушкой (кукла) на другие (мишки,
5

зайки); они активно ищут предмет необходимый для завершения действий (одеяло, чтобы
уложить куклу спать, миску, чтобы накормить мишку).
Воспроизводя подряд 2-3 действия, они сначала не ориентируются на то, как это
бывает в жизни: спящую куклу, например, вдруг начинают катать на машинке. К концу
второго года жизни в игровых действиях детей уже отражается привычная им жизненная
последовательность: погуляв с куклой, кормят ее и укладывают спать.
Бытовые действия с сюжетными игрушками воспроизводят на протяжении всего
периода дошкольного детства. Но при этом дети 3-5 лет и старше устраивают из каждого
действия «много звеньевой ритуал». Перед едой кукле вымоют руки, завяжут салфетку,
проверят, не горячая ли каша, кормить будут ложкой, а пить дадут из чашки. Всего этого
на втором году нет. Ребенок просто подносит миску ко рту куклы. Аналогично он
поступает и в других ситуациях. Этими особенностями объясняется простота подбора
сюжетных игрушек и атрибутов к ним.
Изложенное дает основания считать, что на втором году жизни из отдельных действий
складываются элементы, основа деятельности, свойственной дошкольному детству:
предметная с характерным для нее сенсорным уклоном, конструктивная и сюжетноролевая игра (последнюю на втором году жизни можно считать лишь отобразительной).
Успехи в развитии предметно-игровой деятельности сочетаются с ее неустойчивостью,
особенно заметной при дефектах воспитания. Имея возможность, приблизится к любому
предмету, попавшему в поле зрения, ребенок бросает то, что держит в руках, и
устраняется к нему. Постепенно это можно преодолеть.
Второй год жизни — период интенсивного формирования речи. Связи между
предметом (действием) и словами, их обозначающими, формируются в 6-10 раз быстрее,
чем в конце первого года жизни. При этом понимание речи окружающих по-прежнему
опережает умение говорить.
Дети усваивают названия предметов, действий, обозначения некоторых качеств и
состояний. Благодаря этому можно организовать деятельность и поведение малышей,
формировать и совершенствовать восприятие, в том числе составляющие основу
сенсорного воспитания.
В процессе разнообразной деятельности с взрослыми дети усваивают, что одно и то же
действие может относиться к разным предметам: «надень шапку, надень колечки на
пирамидку» и т. д. Важным приобретением речи и мышления является формирующаяся на
втором году жизни способность обобщения. Слово в сознании ребенка начинает
ассоциироваться не с одним предметом, а обозначать все предметы, относящиеся к этой
группе, несмотря на различия по цвету, размеру и даже внешнему виду (кукла большая и
маленькая, голышом и одетая, кукла-мальчик и кукла-девочка). Способность обобщения
позволяет детям узнавать предметы, изображенные на картинке, в то время как в начале
года на просьбу показать какой-либо предмет малыш ориентировался на случайные
несущественные признаки. Так, словом «кх» он мог обозначать и кошку, и меховой
воротник.
Малыш привыкает к тому, что между предметами существуют разные связи, а
взрослые и дети действуют в разных ситуациях, поэтому ему понятны сюжетные
инсценировки (показ игрушек, персонажей кукольного и настольного театра).
Впечатления от таких показов, заинтересованного рассматривания сохраняются в
памяти. Поэтому дети старше полутора лет способны поддерживать диалог-воспоминание
с взрослым о недавних событиях или вещах, связанных с их личным опытом: «Кто
гулял?» — «Что видели?» — «Собачку». — «Кого кормили зернышками?» — «Птичку».
Активный словарь на протяжении года увеличивается неравномерно. К полутора годам
он равен примерно 20–30 словам. После 1 года 8–10 месяцев происходит скачок, и
активно используемый словарь состоит теперь из 200-300 слов. В нем много глаголов и
существительных, встречаются простые прилагательные и наречия (тут, там, туда и т. д.),
а также предлоги.
6

Упрощенные слова (ту-ту, ав-ав) заменяются обычными, пусть и несовершенными в
фонетическом отношении. После полутора лет ребенок чаще всего воспроизводит контур
слова (разное число слогов), наполняя его звуками-заместителями, более или менее
близкими по звучанию слышимому образцу. Попытки улучшить произношение, повторяя
слово за взрослым, в этом возрасте не приносят успеха. Это становится возможным лишь
на третьем году жизни. Ребенок в большинстве случаев после полутора лет правильно
произносит губно-губные звуки (п, б, м), переднеязычные (т, д, н), заднеязычные (г, х).
Свистящие, шипящие и сонорные звуки, а также слитные фонемы в словах, произносимых
ребенком, встречаются крайне редко.
Вначале произносимое ребенком слово является целым предложением. Так, слова «бах,
упала» в одних случаях обозначают, что малыш уронил игрушку, в других — что он сам
упал и ушибся.
К полутора годам в высказываниях детей появляются двухсловные предложения, а в
конце второго года обычным становится использование трех-, четырехсловных
предложений.
Ребенок старше полутора лет активно обращается к взрослым с вопросами. Но
выражает их преимущественно интонационно: «Ия куся?» — то есть «Ира кушала?»
Вопросительными словами дети пользуются реже, но могут спросить: «Где платок?»,
«Баба куда пошла?», «Это что?»
На втором году жизни ребенок усваивает имена взрослых и детей, с которыми
общается повседневно, а также некоторые родственные отношения (мама, папа, бабушка)
Он понимает элементарные человеческие чувства, обозначаемые словами «радуется»,
«сердится», «испугался», «жалеет». В речи появляются оценочные суждения: «плохой»,
«хороший», «красивый».
Совершенствуется самостоятельность детей в предметно-игровой деятельности и
самообслуживании.
Малыши овладевают умением самостоятельно есть любую пищу, умываться и мыть
руки, приобретают навыки опрятности, аккуратности.
Расширяется ориентировка в ближайшем окружении. Знание того, как называются
части помещения группы, помогают ребенку выполнять несложные (из одного, а к концу
года из 2-3 действий) поручения взрослых, постепенно он привыкает соблюдать
элементарные правила поведения, обозначаемые словами «можно», «нельзя», «нужно».
Общение с взрослым носит деловой, объективно-направленный характер.
На втором году закрепляется и углубляется потребность общения со взрослым по
самым разным поводам. При этом дети к 2 годам постепенно переходят от языка жестов,
мимики, выразительных звукосочетаний к выражению просьб, желаний, предложений с
помощью слов и коротких фраз. Так речь становится основным средством общения со
взрослым, хотя в этом возрасте ребенок охотно говорит только с близкими, хорошо
знакомыми ему людьми.
На втором году жизни между детьми сохраняется и развивается эмоциональное
взаимообщения. По двое-трое они самостоятельно играют друг с другом в разученные
ранее при помощи взрослого игры («Прятки», «Догонялки»).
Однако опыт взаимообщения у детей невелик, и основа его еще не сформирована.
Имеет место непонимание со стороны предполагаемого партнера. Ребенок может
расплакаться или даже ударить жалеющего его. Он активно протестует против
вмешательства в свою игру.
Игрушка в руках другого гораздо интереснее для малыша, чем та, что стоит рядом.
Отобрав ее у соседа, но не зная, что делать дальше, малыш ее просто бросает.
Воспитателю не следует проходить мимо подобных фактов, чтобы у детей не пропало
желание общаться.
Взаимообщение детей в течение дня возникает, как правило, в предметно-игровой
деятельности и в режимных процессах, а поскольку предметно-игровые действия и
7

самообслуживание только формируются, самостоятельность, заинтересованность в их
выполнении следует всячески оберегать.
Детей приучают соблюдать «дисциплину расстояния», и они сначала осваивают умение
играть и действовать рядом, не мешая друг другу, вести себя в группе соответствующим
образом: не лезть в тарелку соседа, подвинуться на диванчике, чтобы мог сесть еще один
ребенок, не шуметь в спальне и т. д. При этом они пользуются простыми словами: «на»
(«возьми»), «дай», «пусти», «не хочу» и др.
На фоне «охраны» деятельности каждого малыша нужно формировать совместные
действия. Сначала по подсказке взрослого, а к двум годам самостоятельно дети способны
помогать друг другу: принести предмет, необходимый соседу для продолжения игры
(кубики, колечки для пирамидки, одеяло для куклы). Подражая маме или воспитателю,
один малыш пытается «накормить, причесать» другого.
Возможны несложные плясовые действия малышей парами на музыкальных занятиях.
Основными приобретениями второго года жизни можно считать: совершенствование
основных движений, особенно ходьбы. Подвижность ребенка порой даже мешает ему
сосредоточиться на спокойных занятиях.
Наблюдается быстрое и разноплановое развитие предметно-игрового поведения,
благодаря чему к концу пребывания детей в первой группе раннего возратса у них
формируются компоненты всех видов деятельности, характерных для периода
дошкольного детства.
Происходит быстрое развитие разных сторон речи и ее функций. Хотя темп развития
понимания речи окружающих по-прежнему опережает умение говорить, в конце второго
года активный словарь состоит уже из 200-300 слов, иначе говоря, по сравнению с
предшествующей возрастной группой он возрастает в 20-30 раз. С помощью речи можно
организовать поведение ребенка, а речь самого малыша становится основным средством
общения со взрослым.
С одной стороны, возрастает самостоятельность ребенка во всех сферах жизни, с
другой – он осваивает правила поведения в группе (играть рядом, не мешая другим,
помогать, если это понятно и несложно). Все это является основой для развития в
будущем совместной игровой деятельности.

8

1.3. Планируемые результаты освоения Программы
Результаты освоения Программы формулируются в соответствии с Федеральными
государственными образовательными стандартами через раскрытие динамики
формирования целевых ориентиров воспитанников в каждый возрастной период по всем
направлениям развития детей.
Целевые ориентиры освоения программы:
 Ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними;
эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится
проявлять настойчивость в достижении результата своих действий.
 Использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает
назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться
ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять
самостоятельность в бытовом и игровом поведении; проявляет навыки опрятности.
 Проявляет отрицательное отношение к грубости, жадности.
 Соблюдает правила элементарной вежливости (самостоятельно или по
напоминанию говорит «спасибо», «здравствуйте», «до свидания», «спокойной ночи» (в
семье, в группе)); имеет первичные представления об элементарных правилах поведения в
детском саду, дома, на улице и старается соблюдать их.
 Владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и
просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек.
Речь становится полноценным средством общения с другими детьми.
 Стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и
действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого.
Эмоционально откликается на игру, предложенную взрослым, принимает игровую задачу.
 Проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им.
Умеет играть рядом со сверстниками, не мешая им. Проявляет интерес к совместным
играм небольшими группами.
 Проявляет интерес к окружающему миру природы, с интересом участвует в
сезонных наблюдениях.
 Проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинок,
стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения
культуры и искусства.
 С пониманием следит за действиями героев кукольного театра; проявляет желание
участвовать в театрализованных и сюжетно-ролевых играх.
 Проявляет интерес к продуктивной деятельности (рисование, лепка,
конструирование, аппликация).
 У ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды
движений (бег, лазанье, перешагивание и пр.). С интересом участвует в подвижных играх
с простым содержанием, несложными движениями.

9

II. Содержательный раздел
Содержание образовательного процесса в МДОУ выстроено в соответствии с
инновационной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под ред.
Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М.А.Васильевой.
2.1. Особенности образовательного процесса
Воспитание и развитие детей раннего возраста предусматривает личностноориентированный подход во взаимодействии с детьми, создание в детском саду условий,
обеспечивающих психологический комфорт и всестороннее развитие каждому ребенку.
Особенности образовательного процесса с детьми 1-2 лет:
1. Необходимость включения в детскую деятельность.
Универсальным методом воспитания для маленьких детей, как известно, является
игра. Игра малышей требует непременного участия взрослого, который не только
передает им необходимые правила и способы игровых действий, но и «заражает» их
интересом к деятельности, стимулирует и поддерживает их активность.
2. Необходимость личной обращенности к ребенку.
Необходимость индивидуального подхода педагога к каждому ребенку очевидна во
всех возрастах. Однако в раннем возрасте индивидуальный подход имеет решающее
значение не только потому, что все дети разные, но еще и потому, что маленький ребенок
может воспринять только то воздействие взрослого, которое адресовано лично ему.
3. Неэффективность любых вербальных методов воспитания.
Любые инструкции, объяснения, призывы к послушанию по отношению к ним
оказываются бесполезными. Дети этого возраста живут только настоящим. Воздействие
ситуации (окружающие предметы, движения, звуки) является для них гораздо более
сильным побудителем, чем значение слов взрослого. Это вовсе не значит, что с
маленькими детьми не нужно говорить. Но слова воспитателя обязательно должны быть
включены в контекст реальных действий, иметь яркую интонационную окраску,
сопровождаться соответствующими жестами и движениями.
4. Необходимость принимать ребенка.
Крайне важно позитивное принятие и доброжелательность к детям, которое
подразумевает положительное отношение независимо от того, что и как он делает.
5. Необходимость эмпатии (сочувствия и сопереживания).
Эмпатия требует умения слушать другого и не только его слова, но и то, о чём он
умалчивает или чего даже не осознаёт.
Образовательная деятельность с детьми раннего возраста осуществляется на
протяжении всего времени нахождения ребенка в дошкольной организации:

Совместная деятельность педагога с детьми.

Образовательная деятельность в режимных моментах.

Самостоятельная деятельность детей.

Организованная образовательная деятельность.
Главная особенность организованной образовательной деятельности детьми раннего
возраста заключается в том, что при организации взаимодействия педагога с детьми
должна стать интересная для детей, специально организованная воспитателем
специфическая детская деятельность, подразумевающая стимулирование активности
каждого ребенка, формирование определенных знаний, умений и навыков, желание
действовать, общаться, играть.
Учитывая возрастные и психологические особенности детей раннего возраста,
организуемая деятельность должна быть:

событийна (связана с каким-либо событием из личного опыта);

ритмична (двигательная и умственная деятельность должны
чередоваться);

процессуальна (развитие навыков в бытовых и игровых процессах).
10

Ведущим направлением в ФГОС по развитию и воспитанию детей раннего возраста
является
комплексное
сопровождение
индивидуального
развития
ребёнка,
способствующего формированию первоначального социального опыта на основе
удовлетворения жизненных потребностей.
Ведущим видом деятельности и основой становления личности ребенка до 3 лет
является предметно-игровая деятельность. Из этого следует, что с маленькими детьми
нельзя проводить таких занятий, когда воспитатель что-то объясняет или показывает, а
дети «усваивают». Такие занятия не только неэффективны, но и вредны, поскольку могут
парализовать собственную активность детей.
Поэтому с детьми данного возраста проводятся игры-занятия, в которых усвоение
какого-либо материала протекает незаметно для малышей, в практической деятельности.
В основу организации образовательного процесса определен комплекснотематический принцип с ведущей игровой деятельностью, а решение программных задач
осуществляется в разных формах совместной деятельности взрослых и детей, а также в
самостоятельной деятельности детей

11

Комплексно-тематическое планирование
Тема
Период
Детский
сад
— 01.09-09.09
чудесный
дом!
Хорошо живется в
нем!

Мои
игрушки

Профессии
сада

любимые 12.09-23.09

детского 26.09-30.09

Золотая осень

03.10-07.10

Содержание работы
 адаптировать детей к условиям детского сада;
 продолжать знакомство с детским садом, как ближайшим социальным окружением ребенка
(помещением и оборудованием группы: личный шкафчик, кроватка, игрушки);
 формировать дружеские, доброжелательные отношения между детьми;
 продолжать знакомить с детьми, воспитателями и сотрудниками детского сада;
 воспитывать отзывчивость, доброжелательность; доброжелательные отношения со взрослыми
и сверстникам
 способствовать формированию положительных эмоций по отношению к детскому саду,
воспитателям, детям.
 знакомить детей с игрушками в группе;
 закреплять знания детей о местонахождении различных игрушек, умения убирать каждую
игрушку на свое место;
 развивать речевую активность детей;
 формировать у детей умение выполнять простые действия с игрушками (куклу укладывать
спать и кормить, машинки и каталки катать)
 воспитывать бережное отношение к игрушкам, учить использовать их по назначению;
 учить детей осваивать элементарные ролевые и сюжетные игры;
 развивать фантазию детей.
 расширять представления детей о профессиях людей, работающих в детском саду;
 воспитывать уважение к труду взрослых;
 развивать речевую активность детей.
 расширять представления детей об осени (сезонные изменения в природе, одежде людей, в
окружающем мире);
 развивать умение устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой
природы (похолодало – исчезли насекомые, птицы улетают в теплые края, отцвели цветы и
т.д.);
 расширять представления о правилах безопасного поведения на природе;
 воспитывать бережное отношение к природе. Формировать экологические представления;
воспитывать эстетическое восприятие детей от красоты осенних пейзажей;
 развивать умение вести наблюдения за погодой.

Овощи

10.10-14.10

Фрукты

17.10-21.10

Дары
природы: 24.10-28.10
грибы, ягоды
Я в мире человек

31.10-03.11

А у нас во дворе: 07.11-11.11
домашние животные
На лесной полянке: 14.11-18.11
лесные животные
Сезонная одежда и 21.11-25.11
обувь
Книга – наш друг

28.11-02.12

 расширять знания детей об овощах, их полезных свойствах;
 развивать логическое мышление, внимание, память, любознательность, бережное отношение к
природе;
 развивать умение обследовательских действий
 расширять знания детей о фруктах, их полезных свойствах;
 развивать логическое мышление, внимание, память, любознательность, бережное отношение к
природе;
 развивать умение обследовательских действий
 знакомить детей с особенностями внешнего вида ягод, грибов и с местом их произрастания;
 дать представление о пользе грибов и ягод в жизни человека и животных;
 воспитывать любовь к природе
 дать детям представление о себе, как о человеке, об основных частях тела человека, их
назначении;
 учить детей проявлять навыки опрятности;
 соблюдать правила поведения в детском саду;
 сопровождать речью игровые и бытовые действия;
 учить детей ориентировке в схеме собственного тела;
 учить различать понятия «мальчик – девочка», узнавать, к какому полу относится сам ребенок
 расширять представления детей о домашних животных и их детенышах: где живут, чем
питаются;
 развивать речевую активность детей, словарь;
 воспитывать бережное отношение к животным, желание о них заботиться
 расширять представления детей о диких животных и их детенышах: где живут, чем питаются;
 знакомить с особенностями поведения лесных зверей и птиц осенью;
 развивать и поощрять в детях познавательную активность, уважение к живой природе;
 воспитывать бережное отношение к животным
 познакомить детей с многообразием одежды;
 формировать навыки одевания и раздевания;
 обогащать словарный запас детей посредством игр, рассматривания иллюстраций чтения
художественной литературы
 познакомить детей с разнообразной литературой: сказками, фольклором, устным народным
творчеством
 прививать интерес у детей к чтению и рассматриванию книг и иллюстраций;

13

В гостях у сказки

05.12-09.12

Здравствуй, Зимушка- 12.12-16.12
Зима!
Новогодние чудеса

19.12-30.12

Зимние забавы

09.01-13.01

Посуда

16.01-20.01

Моя семья

23.01-27.01

Транспорт

30.01-03.02

Дом, в
живу

котором

я 06.02-10.02

 воспитывать бережное отношение книгам.
 формировать умение слушать чтение взрослого, повторять знакомые фразы, обыгрывать
персонажей.
 познакомить детей с русскими народными сказками и сказочными персонажами;
 формировать целостную картину мира, в том числе первичные ценности представлений;
 развивать умения слушать, следить за развитием действия;
 следить за развитием действия, сопереживать героям произведения.
 расширять представление о зиме.
 развивать умение устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой
природы (сезонные изменения в природе – изменения в погоде, растения зимой, поведение
птиц и зверей, одежда людей).
 знакомить с традициями празднования Нового года в нашей стране; закладывать основы
праздничной культуры; привлекать детей к активному участию в подготовке к празднику и
его проведению;
 создать эмоционально положительное отношение к предстоящему празднику, желание
активно участвовать в его подготовке
 знакомить детей с различными зимними играми;
 развивать силу, быстроту, выносливость;
 воспитывать любовь к ЗОЖ.
 расширять знания детей о посуде, ее назначении;
 активизировать словарь по теме;
 формировать умение использовать различные виды посуды в сюжетных играх
 расширять представления детей о своей семье (обязанностях, делах, и поступках);
 способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в
условиях семьи и детского сада;
 учить называть членов своей семьи: мама, папа, брат, сестра, бабушка, дедушка;
 воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, учить проявлять заботу о родных
людях.
 познакомить детей с разными видами транспорта;
 формировать представления о назначении транспорта;
 вызвать познавательный интерес к транспорту.
 дать первичное представление о своем доме;
 знакомить детей с названиями предметов ближайшего окружения;

14

Я и мой папа

13.02-17.02

Народная игрушка

20.02-24.02

Мамочка
моя, 27.02-03.03
солнышко родное

Весна-красна

06.03-10.03

В мире театра

13.03-24.03

Путешествие в страну 27.03-31.03
Здоровья
Мебель

03.04-07.04





















формировать первичные представления правил поведения в быту, на улице;
знакомить с частями дома;
обогатить словарный запас детей по данной теме.
познакомить детей с папиным праздником.
знакомить с членами семьи, учить называть имя папы, дедушки, братьев.
воспитывать внимательное отношение к родным и близким людям – отцу, дедушке, братику.
формировать первичное представление о народном творчестве.
знакомить с народным творчеством на примере народных игрушек (неваляшка, матрешка)
знакомить с устным народным творчеством (песенки, потешки и др.);
использовать фольклор при организации всех видов детской деятельности.
формировать у детей любовь и уважение к родным и близким;
дать представления о труде мамы дома; побуждать оказывать маме помощь;
дать представление о том, что мама проявляет заботу о семье, о своих детях;
воспитывать доброе отношение к маме, бабушке;
вызвать желание заботиться о них, защищать, помогать;
организовать все виды детской деятельности вокруг темы семьи, любви к маме, бабушке.
расширять представления о весне, о ее характерных признаках;
расширять представления о правилах безопасного поведения на природе;
воспитывать бережное отношение к природе.

 вызвать у детей интерес к театральной деятельности;
 дать детям представление о театре;
 способствовать созданию у детей радостного настроения, развивать воображение и
способности к творчеству
 формировать первичные представления о здоровом образе жизни;
 развивать навыки фразовой речи;
 воспитывать у детей привычку к аккуратности и чистоте;
 прививать культурно-гигиенические навыки и простейшие навыки самообслуживания.
 расширять знания детей о мебели;
 дать детям знания о предметах мебели;
 учить делать постройки для сказочных персонажей; знакомить с назначением, строением и
особенностями использования предметов мебели (шкаф, стол, стул, кровать);
 учить находить предметы по указанным свойствам;
 развивать активный словарь детей;
15

Птицы – наши друзья

10.04-14.04

В мире музыки

17.04-21.04

Кто живет в воде?

24.04-28.04













Насекомые

02.05-12.05

Вот и стали мы на год 15.05-26.05
взрослее








воспитывать трудолюбие и бережное отношение к предметам ближайшего окружения.
формировать первичное представление о птицах – «пернатых друзьях»;
знакомить с разными видами птиц;
учить замечать, как птицы передвигаются (летают, ходят, прыгают, клюют корм, пьют воду);
воспитывать бережное отношение к птицам.
знакомить детей с музыкальными инструментами, танцами и песнями;
развивать интерес и любовь к музыке.
знакомить детей с обитателями морей и океанов, их образом жизни, питанием, внешним
видом и отличительными особенностями;
развивать речевую активность детей;
развивать эстетическое восприятие окружающего мира, способность видеть красивое,
вслушиваться в звуки природы;
активизировать познавательную деятельность, развивать мелкую моторику рук, обогащать и
активизировать словарь детей.
познакомить детей с насекомыми, их внешним видом;
расширять представление детей о насекомых;
учить узнавать их в натуре и на картинках, наблюдать за насекомыми на участке;
воспитывать бережное отношение (рассматривать, не нанося им вред).
формировать понятие, что дети растут, изменяются;
организация всех видов деятельности вокруг темы веселого, счастливого и мирного детства.

16

2.1.1. Образовательная область «Развитие речи»
Понимание речи

Активная речь

От 1 года до 1 года 6 месяцев
 расширять запас понимаемых
слов. Учить по слову взрослого
находить и показывать на
картинках игрушки, предметы
одежды, посуды.
 учить
понимать
слова,
обозначающие
части
тела
человека (руки, ноги, голова),
части лица (рот, глаза, уши),
бытовые и игровые действия
(умываться,
гулять);
цвета
предметов (красный, синий),
контрастные размеры (большой,
маленький),
формы
(кубик,
кирпичик)
 приучать
детей
понимать
простые по конструкции и
содержанию фразы, которыми
взрослый сопровождает показ
игрушек, свои действия.














совершенствовать умение детей 
подражать звукосочетаниям и
словам. Пополнять активный 
словарь названиями известных
действий (спи, иди, упал);

учить показывать и называть
изображенные
на
картинке
знакомые
предметы
в

От 1 года 6 месяцев до 2 лет
расширять запас понимаемых слов. Называть детям цвет предметов
(красный, синий, желтый, зеленый), размер (большой, маленький),
форму (кубик, кирпичик, крыша-призма), состояние (чистый,
грязный), а также место нахождения предмета (здесь, там);
временные (сейчас) и количественные (один и много) отношения (к
концу года), слова, обозначающие части тела ребенка и лица (руки,
ноги, голова, рот, глаза, уши, нос);
закреплять умение детей с помощью взрослого подбирать знакомые
предметы по цвету;
учить понимать слова, обозначающие способы передвижения
животных (летает, бегает и т.п.), способы питания (клюет,
лакает и т.п.), голосовые реакции (мяукает, лает и т.п.); способы
передвижения человека (идет, бежит и т.п.);
учить понимать предложения с предлогами в, на;
учить узнавать и показывать знакомые предметы независимо от их
размера и цвета (мяч большой и маленький, красный и синий и т.п.);
соотносить одно и то же действие с несколькими предметами,
(кормить можно мишку, куклу, слоника и т.п.);
содействовать пониманию сюжетов небольших инсценировок с
игрушками, спектаклей кукольного театра о событиях, знакомых
детям по личному опыту.
поощрять
замену
звукоподражательных
слов
общеупотребительными (вместо ав-ав – собака и т.п.);
предлагать образцы правильного произношения слов, побуждать
детей к подражанию;
продолжать расширять и обогащать словарный запас:
 существительными, обозначающими названия игрушек,
одежды, обуви, посуды, наименования транспортных
средств;






статическом положении (к 1
году 3 месяцам) и их же в
действии (к 1 году 6 месяцам);
приучать детей отвечать на
вопросы «Кто это?», «Что
делает?»;
побуждать
переходить
от
общения с помощью жестов и 
мимики к общению с помощью
доступных речевых средств;
учить
произносить
по
подражанию предложение из 2
слов.



 глаголами, обозначающими бытовые (есть, умываться и
т.п.), игровые (катать, строить и т.п.) действия, действия,
противоположные по значению (открывать – закрывать;
снимать – надевать и т.п.);
 прилагательными,
обозначающими
цвет,
величину
предметов;
 наречиями (высоко, низко, тихо);
учить детей составлять фразы из 2-3 слов, правильно употреблять
грамматические формы; согласовывать существительные и
местоимения с глаголами; употреблять глаголы в настоящем и
прошедшем времени; использовать предлоги (в, на, за, к, с).
Предлагать образцы употребления вопросительных слов (что, кто,
куда, где);
учить интонационной выразительности речи;
способствовать развитию потребностей детей в общении
посредством речи. Подсказывать им поводы для обращения к
взрослым и сверстникам (попроси; поблагодари; предложи;
посмотри, кто пришел и скажи нам и т.п.)

18

Художественная литература
 приучать слушать и понимать короткие, доступные по содержанию народные
песенки, сказки, а также авторские произведения (проза, стихи);
 сопровождать чтение (рассказывание) показом картинок, игрушек, действий;
 приучать детей слушать хорошо знакомые произведения без наглядного
сопровождения;
 представлять возможность повторять вслед за взрослым некоторые слова
стихотворного текста и выполнять несложные действия, о которых говорится в
поэтическом произведении;
 обращать внимание на интонационную выразительность речи детей
Список литературы для чтения детям
 Русские народные песенки, потешки:
 «Ладушки, ладушки!..»
 «Петушок, петушок…»
 «Большие ноги…»
 «Водичка, водичка…»
 «Баю-бай, баю-бай…»
 «Киска, киска, киска, брысь!..»
 «Как у нашего кота…»
 «Пошел котик под мосток…»
 Русские народные сказки:
 «Курочка Ряба»
 «Репка»
 «Колобок»
 «Теремок»
 «Как коза избушку построила» (обр. М.Булатова)
Произведения
 Поэзия:
поэтов
и
 З.Александрова «Прятки»
писателей России
 А.Барто «Бычок», «Мячик», «Слон» (из цикла
«Игрушки»)
 В.Берестов «Курица с цыплятами»
 В.Жуковский «Птичка»
 Г.Лагздынь «Зайка, зайка, попляши!»
 С.Маршак «Слон», «Тигренок», «Совята» (из цикла
«Детки в клетке»)
 И.Токмакова «Баиньки»
 Проза:
 Т.Александрова «Хрюшка и Чушка» (в сокр.)
 Л.Пантелеев «Как поросенок говорить научился»
 В.Сутеев «Цыпленок и утенок»
 Е.Чарушин «Курочка» (из цикла «Большие и
маленькие)
 К.Чуковский «Цыпленок»
Русский
фольклор

2.1.2. Образовательная область «Физическое развитие»







создавать условия, побуждающие детей к двигательной активности; содействовать развитию основных движений;
учить ходить в прямом направлении, сохраняя равновесие и постепенно включая движения рук;
влезать на стремянку и слезать с нее;
подлезать, перелезать;
отталкивать предметы при бросании и катании;
выполнять движения совместно с другими детьми.

Ходьба и упражнения в
равновесии






Ползание, лазание

Катание, бросание








От 1 года до 1 года 6 месяцев
ходьба стайкой в прямом направлении по
лежащей на полу дорожке;
ходьба с помощью взрослого вверх по доске,
приподнятой одним коном от пола на 10-15 см
(ширина доски 25 см, длина 1,5 – 2 м), и вниз до
конца;
подъем на опрокинутый вверх дном ящик
(50х50х10 см) и спуск с него;
перешагивание через веревку, положенную на
землю, или палку, приподнятую от пола на 5-10
см
ползание на расстояние до 2 м;
подлезание под веревку (высота 50 см);
пролезание в обруч (диаметр (50 см);
лазанье по лесенке-стремянке вверх и вниз
(высота 1 м)
катание мяча (диаметр 25 см) вперед
исходного положения сидя, стоя);
бросание мяча (диаметр 6-8 см) вниз, вдаль

(из














От 1 года 6 месяцев до 2 лет
ходьба стайкой;
ходьба по доске (ширина 20 см, длина 1,5 – 2 м),
приподнятой одним концом от пола на 15-20 см;
подъем на опрокинутый вверх дном ящик
(50х50х15 см) и спуск с него;
перешагивание через веревку ли палку,
приподнятую от пола на 12-18 см

перелезание через бревно (диаметр 15-20 см);
подлезание под веревку, приподнятую на
высоту 35-40 см;
пролезание в обруч (диаметр 45 см);
лазанье по лесенке-стремянке вверх-вниз
(высота 1,5 м)
катание мяча (диаметр 20-25 см) в паре со
взрослым;
катание по скату и перенос мяча к скату;
бросание мяча (диаметр 6-8 см) право и левой
рукой на расстоянии 50-70 см



Общеразвивающие
упражнения

Подвижные игры








в положении сидя на скамейке поднимание рук
вперед и опускание их, отведение за спину;
 в положении сидя повороты корпуса вправо и
влево с передачей предмета;
 в положении стоя наклоны вперед и
выпрямление;
 при поддержке взрослого наклоны вперед,
перегибаясь через палку (40-45 см от пола);
 приседания с поддержкой взрослого.
формировать у детей устойчивое положительное отношение к подвижным играм;
ежедневно проводить подвижные игры с использованием игрушки и без нее;
с детьми от 1 года до 1 года 6 месяцев подвижные игры проводятся индивидуально. С детьми старше 1
года 6 месяцев – индивидуально и по подгруппам (2-3 человека);
развивать основные движения детей (ходьба, ползание и лазанье, катание и бросание мяча);
учить детей двигаться стайкой в одном направлении, не мешая друг другу;
учить внимательно слушать взрослого, действовать по сигналу.

21

2.1.3. Образовательная область «Познавательное развитие»
Игры-занятия
со
строительным
материалом
(настольным,
напольным)










От 1 года до 1 года 6 месяцев
продолжать обогащать сенсорный опыт
детей;
обучать действиям с предметами; нанизывать
на стержень пирамидки 2-3 кольца
одинакового размера, собирать с помощью
взрослого
в
определенной
последовательности пирамидку на конусной
основе, состоящую из 2-3 колпачков разных
размеров; собирать пирамидку из четырех
колец контрастных размеров; открывать и
закрывать
одноместную
матрешку,
вкладывать меньшие предметы в большие и
вынимать их;
совершенствовать разнообразные действия с
предметами
(открывать-закрывать,
нанизывать-снимать, прокатывать, втыкать,
шнуровать, накладывать), ориентируясь на
их величину (большой, маленький), цвет
(красный, синий);
учить
действовать
с
различными
дидактическими игрушками (шаробросы,
дидактические коробки, грибки и втулочки
со столиками к ним и т.д.)













знакомить детей с некоторыми формами 
(кубик, кирпичик, призма), «опредмечивая»
их (призма – крыша)



От 1 года 6 месяцев до 2 лет
продолжать обогащать сенсорный опыт детей;
учить различать предметы по величине: с помощью взрослого
собирать пирамидку из 4-5 колец (от большого к маленькому), из 45 колпачков;
формировать умение подбирать крышки (круглые квадратные) к
коробочкам и шкатулкам соответствующих форм;
собирать двухместные дидактические игрушки (матрешки,
бочонки);
составлять разрезные картинки из 2 частей (пирамидка, яблоко);
упражнять в соотнесении плоскостных фигур (круг, квадрат,
треугольник, прямоугольник) с отверстиями дидактической
коробки;
проводить дидактические игры на развитие слухового внимания
(«Кто в домике живет?», «Кто нас позвал?» и т.д.);
учить различать четыре цвета (красный, синий, желтый, зеленый);
по предложению взрослого отбирать предметы определенного
цвета;
использовать специальные дидактические пособия: помогать детям
соотносить цвет и форму грибочков и втулочек с цветовым полем,
плоскостные и объемные предметы с фигурными отверстиями
коробок и столиков;
предоставлять
возможность
самостоятельно
играть
с
дидактическими игрушками, мелким и крупным строительным
материалом.
продолжать знакомить детей с некоторыми формами (кубик,
кирпичик, призма, цилиндр), «опредмечивая» их (цилиндр –
столбик, труба);
учить способам конструирования – прикладыванию, накладыванию;
побуждать совместно со взрослым обыгрывать постройки,

22



использовать для игр сюжетные игрушки;
формировать
умение
пользоваться
знакомыми
формами
строительного
материала
и
элементами
пластмассовых
конструкторов при сооружении собственных разнообразных
построек.

23

2.1.4. Образовательная область «Музыкальное развитие»
 создавать у детей радостное настроение при пении, движениях и игровых
действиях под музыку;
 вызывать эмоциональный отклик на музыку с помощью самых разнообразных
приемов (жестом, мимикой, подпеванием, движениями), желание слушать
музыкальные произведения;
 неоднократно повторять с детьми произведения, с которыми их знакомили ранее
(на первом году жизни и в течение этого года).
Пение,
слушание

Музыкальные
игры,
развлечения,
праздники

От 1 года до 1 года 6 месяцев
 приобщать к веселой и
спокойной
музыке,
формировать
умение
различать на слух звучание
разных
по
тембру
музыкальных инструментов
(барабан,
флейта
или
дудочка);
 помогать понять содержание
понравившейся
песенки,
подпевать (как могут, умеют),
постепенно формируя умение
заканчивать петь вместе со
взрослым;
 приучать ходить под музыку,
показывать
простейшие
плясовые
движения
(пружинка,
притопывание
ногой, переступание с ноги на
ногу,
прихлопывание
в
ладоши,
помахивание
погремушкой,
платочком;
кружение, вращение руками –
«фонарики»);
 в процессе игровых действий
вызывать желание передавать
движения,
связанные
с
образом
(птичка,
мишка,
зайка).






От 1 года 6 месяцев до 2 лет
 начинать развивать у детей
музыкальную память;
 вызывать
радость
от
восприятия
знакомого
музыкального
произведения,
желание дослушать его до
конца;
 помогать различать тембровое
звучание
музыкальных
инструментов
(дудочка,
барабан, гармошка, флейта),
показывать инструмент (один
из двух или трех), на котором
взрослый исполнял мелодию;
 при
пении
стимулировать
самостоятельную активность
детей
(звукоподражание,
подпевание
слов,
фраз,
несложных попевок и песенок);
 продолжать совершенствовать
движения под музыку, учить
выполнять их самостоятельно;
 учить вслушиваться в музыку и
с изменением характера ее
звучания изменять движения
(переходить с ходьбы на
притопывание, кружение);
 помогать чувствовать характер
музыки и передавать его
игровыми действиями (мишка
идет, зайка прыгает, птичка
клюет)
приобщать детей к сюжетным музыкальным играм;
учить перевоплощаться при восприятии музыки, которая
сопровождает игру;
вызывать радость, чувство удовлетворенности от игровых
действий;
показывать детям простейшие по содержанию спектакли

2.2. Взаимодействие педагога с детьми
Программа предусматривает организацию:
 образовательной деятельности, осуществляемой в процессе организации
различных видов детской деят
ельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской,
продуктивной, музыкально-художественной, чтения (далее по тексту — «организованной
образовательной деятельности»);
 образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов;
 самостоятельной деятельности детей;
 взаимодействия с семьями детей по реализации Программы.
Совместная деятельность взрослого и детей осуществляется как в виде НОД, так и
в виде образовательной деятельности, осуществляемой в режимных моментах. НОД
реализуется через организацию различных видов деятельности: игровой, двигательной,
познавательно-исследовательской, коммуникативной, продуктивной, музыкальнохудожественной, трудовой, чтения художественной литературы.
Так же НОД реализуется через интеграцию с использованием разнообразных форм
и методов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно в
зависимости от контингента детей, уровня освоения Программы и решения конкретных
образовательных задач. Образовательная работа ориентирована на интеграцию
образовательных областей.
Совместная образовательная
Самостоятельная
Образовательная
деятельность
деятельность детей
деятельность в
семье
НОД
ОД в
режимных
моментах
Основные формы: игра,
Решение
Деятельность ребенка
Решение
занятие, наблюдение,
образовательн в разнообразной, гибко образовательных
экспериментирование,
ых задач в
меняющейся
задач в семье
разговор, решение
ходе
предметнопроблемных ситуаций,
режимных
развивающей и
проектная деятельность и моментов
игровой среде
др.
Выбор форм работы осуществляется педагогом самостоятельно и зависит от
контингента воспитанников, опыта и творческого подхода педагога. В работе с детьми
младшего дошкольного возраста используются преимущественно игровые, сюжетные и
интегрированные формы образовательной деятельности. Обучение происходит
опосредованно, в процессе увлекательной для малышей деятельности. Объем
самостоятельной деятельности как свободной деятельности воспитанников в условиях
созданной педагогами предметно- пространственной среды по каждой образовательной
области не определяется. Общий объем самостоятельной деятельности детей
соответствует требованиям действующих СанПиН (3-4 часа в день для всех возрастных
групп).
Образовательный процесс реализуется не только в образовательной деятельности,
но и в совместной деятельности взрослого и ребенка, что дает возможность снизить
образовательную нагрузку и позволяет осуществлять дифференцированный подход к
детям, индивидуальную работу. Гармоничное сочетание индивидуальных, подгрупповых
и фронтальных форм организации непрерывно образовательной и совместной
деятельности обеспечивает их инновационность и целостность.
25

2.3. Взаимодействие детского сада с семьей
Ведущие цели взаимодействия детского сада с семьей – создание в детском саду
необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с
семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника,
повышение компетентности родителей в области воспитания.
Формы работы с родителями:
 родительские собрания;
 педагогические беседы, консультации
для родителей (индивидуальные и
групповые);
 дни открытых дверей;
 оформление информационных стендов;
 организация выставок детского творчества, фотовыставки в группе;
 составление банка данных о семьях воспитанников;
 создание и поддержка традиций проведения совместно с родителями праздников,
мероприятий и досугов;
 оформление памяток, буклетов.

26

План работы с родителями.
Цель: сплочение родителей и педагогов ДОУ и создание единых установок на
формирование у дошкольников ценностных ориентиров.
Месяц
Сентябрь

Форма проведения
Консультации

Папки-передвижки
Наглядная информация

Октябрь

Родительское собрание
Папки-передвижки
Консультации

Фотовыставка
Анкетирование
Беседа
Выставка
Ноябрь

Консультации

Наглядная информация
Папки-передвижки
Памятка

Декабрь

Родительское собрание
Папки-передвижки
Наглядная информация
Консультации

Содержание
Причины трудной адаптации детей к детскому
саду
Как мы играем с детьми (обзор игрушек для
детей 2-го года жизни)
Сенсорное развитие ребенка, развивающие
игры
Развитие движений
Адаптация детей к детскому саду
Нетрадиционные способы профилактики
заболеваний
Здравствуй, осень
Адаптация ребенка к ДОУ
Встречаем осень с малышом
Детки-двухлетки
Профилактика ОРВИ и гриппа. Коронавирус
Растем здоровыми и крепкими
Влияние развивающей среды на развитие детей
раннего возраста
Что необходимо делать родителям, чтобы
ребёнок меньше болел?
Я сам
Права и обязанности родителей
Первые дни в детском саду
Какой вы родитель
Роль отца в воспитании ребенка
Конкурс поделок родителей и детей из
природных материалов
Как правильно общаться с детьми
Развитие речи детей 2-го года жизни
Развивающие игры
Дорога к обеду ложка
Если ребенок часто и длительно болеет
Осенние прогулки с ребёнком
Как выбрать детскую обувь
День матери
Формирование культурно-гигиенических
навыков у детей раннего возраста
Профилактика: кашель и насморк
Сенсорное развитие детей
Зима
Первая помощь при обморожениях
История ёлочной игрушки
Влияние пальчиковой гимнастики на речевые
функции и здоровье детей
Как научить ребёнка правильно реагировать на

Фотовыставка
Выставка
Беседы

Январь

Наглядная информация
Папки-передвижки

Консультации

Беседы
Памятка
Февраль

Консультации

Наглядная информация
Папки-передвижки
Беседы
Март

Папки-передвижки
Наглядная информация

Беседы
Фотовыставка
Родительское собрание
Консультация
Апрель

Консультации
Беседы

слово «нельзя»
Правильное питание детей
Один день в детском саду
Новогодние поделки
Чем можно заняться с ребёнком на прогулке
зимой?
Как встретить новый год с детьми?
Что и как дарить малышу на новый год?
Как правильно одевать ребенка зимой
Как помочь птицам пережить зиму
Что такое реакция манту?
Что делать, если ребёнок не хочет убирать за
собой игрушки?
Как организовать семейный досуг в зимнее
время года
Организация семейных прогулок
Сенсорный мир ребёнка
Домашние животные и дети
Шесть родительских заблуждений о морозной
погоде
Если ребёнок не слушается?
Познавательное развитие детей второго года
жизни
Осторожно – сосульки
Как выбрать книгу для малыша
Как научить ребёнка рисовать (игры с
красками)
23 февраля – День защитника отечества
Как гулять с пользой для здоровья
Профилактика кариеса
Весна
8 марта – Международный женский день
Состав детской аптечки
Игрушка в жизни ребёнка
Секреты воспитания вежливого ребёнка
Если ребёнок упрямится
Почему ребёнок капризничает
Мы в детском саду
Игры в жизни вашего ребенка
Развитие мелкой моторики у детей
Подбор игрушек для детей раннего возраста
Рекомендации для родителей по организации
игрового уголка
Терпеть или наказывать
Если ребёнок ведёт себя агрессивно
Как научить ребёнка не бояться врача
Как научить ребёнка узнавать цвета
Весенние прогулки
Если ребёнок не слушается
28

Наглядная информация
Папки-передвижки

Май

Папки-передвижки
Наглядная информация

Консультации

Итоговое родительское
собрание
Анкетирование

Темперамент ребёнка
Телевидение и дети
Музыка малышам
Безопасность детской игрушки
С Днем Победы
Конъюнктивит
Летний отдых с детьми
Профилактика кишечных отравлений
Растем здоровыми и крепкими
Как победить детские страхи
Как научить ребенка самостоятельно одеваться
Об опасности пластиковых окон
Мы стали на год старше
Я и мой ребенок

29

III. Организационный раздел
3.1. Планирование образовательной деятельности.
В целях планомерного воздействия на развитие детей проводятся специальные игрызанятия. Детей приучают слушать взрослого, следить за тем, что он делает и показывает,
подражать его словам и действиям, выполнять задания.
С детьми проводится по 2 занятия в день: с каждой подгруппой по 10 занятий в неделю.
Виды занятий
Расширение ориентировки в окружающем и
развитие речи
Развитие движений
Со строительным материалом
С дидактическим материалом
Музыкальное
Общее количество занятий

Количество занятий в неделю
3
2
1
2
2
10

Игры-занятия с детьми первой подгруппы проводятся во второй период бодрствования, с
детьми второй подгруппы – в утренний и вечерний периоды бодрствования.
С детьми в возрасте 1 года – 1 года 6 месяцев игры-занятия проводятся по подгруппам (по
2-4 человека). Длительность занятия 3-6 минут. Детей в возрасте 1 года 6 месяцев – 2 лет
объединяют по 4-6 человек в зависимости от вида занятия. Продолжительность занятия от
4 до 8-10 минут.
Расписание игр-занятий.
Вторник

Среда

Четверг

Пятница

1. Музыкальное

1. Расширение
ориентировки в
окружающем и
развитие речи
2. Игры-занятия
со
строительным
материалом
2 занятия

1. Расширение
ориентировки в
окружающем и
развитие речи
2. Развитие
движений

1. Музыкальное

Понедельник
1. Расширение
ориентировки в
окружающем и
развитие речи
2. Развитие
движений

2. Игры-занятия
с
дидактическим
материалом
2 занятия

2 занятия

2. Игры-занятия
с
дидактическим
материалом
2 занятия

2 занятия
Итого: 10 занятий в неделю

30

3.2. Организация режима пребывания детей в образовательном учреждении
Дети второго года жизни по психофизиологическим особенностям распределяются на
две подгруппы: первая – с 1 года до 1 года 6 месяцев; вторая – с 1 года 6 месяцев до 2 лет.
С учетом оптимальной продолжительности активного бодрствования и обеспечения
необходимого по длительности сна детям каждой возрастной подгруппы рекомендуется
свой режим.
Дети первой подгруппы спят днем два раза, а с 1 года 6 месяцев их преводят на один
дневной сон. Ночной сон ребенка длится 10-11 часов.
Режимы составлены так, чтобы по возможности развести время бодрствования и сна
каждой подгруппы (когда дети первой подгруппы спят, дети второй подгруппы
бодрствуют, и наоборот). Необходимо рационально расходовать время, отведенное для
самостоятельной деятельности детей.
Небольшое число одновременно бодрствующих детей позволяет уделить внимание
каждому ребенку, чаще общаться с ним, следить за его состоянием, поведением,
настроением и воздействовать на детей с учетом их индивидуальных особенностей.
Необходимо учить детей занимать себя, если взрослый занят с нуждающимся в его
помощи малышом; помогать вовремя сменить вид деятельности; обеспечивать
эмоционально-положительное состояние детей в играх и других видах самостоятельной
деятельности.
Для каждой возрастной подгруппы разработан режим для холодного и теплого времени
года. В холодный период бодрствование детей первой подгруппы организуется в
помещении.
Прогулка предусмотрена в вечернее время (с родителями). Дети второй подгруппы
гуляют 1-2 раза в день (в зависимости от погодных условий).
В теплое время года жизнь детей всей группы организуется на специально
оборудованном озелененном участке детского сада.
В помещении проводятся кормление, сон, гигиенические и оздоровительнозакаливающие процедуры.

31

Режим дня (холодный период года)
Режимные моменты
1 год – 1,5 года 1,5 года – 2 года
Дома
Подъем, утренний туалет
6.30-7.30
В дошкольном учреждении
Прием детей, игра, утренняя гимнастика
7.30-8.30
Подготовка к завтраку, завтрак
830-9.30
Самостоятельная деятельность
9.30-10.30
9.30-10.20
Подготовка и проведение игры-занятия 1 (по
----9.50-10.05-10.20
подгруппам)
Подготовка к прогулке, прогулка.
----10.20-11.00
Возвращение с прогулки, игры
----11.00-11.30
Подготовка к обеду, обед
----11.30-12.00
Подготовка ко сну, сон
----12.00-15.00
Подготовка ко сну, 2-й сон
14.30-16.00
----Постепенный подъем, полдник
16.00-16.30
15.00-15.30
Самостоятельная деятельность
16.30-18.20
15.30-16.30
Подготовка и проведение игры-занятия 2 (по
----16.00-16.15подгруппам)
16.30
Подготовка к прогулке, прогулка
----16.30-17.00
Самостоятельная деятельность, уход домой
17.20-18.00
Дома
Прогулка
18.00-19.00
Возвращение с прогулки, спокойные игры,
19.00-20.00
гигиенические процедуры
Подготовка ко сну, ночной сон
20.30-6.30
Режим дня (тёплый период года)
Режимные моменты
1 год – 1,5 года 1,5 года – 2 года
Дома
Подъем, утренний туалет
6.30-7.30
В дошкольном учреждении
Прием детей, игра, утренняя гимнастика
7.30-8.30
Подготовка к завтраку, завтрак
8.30-9.30
Прогулка, самостоятельная деятельность
9.30-10.30
9.30-11.00
Подготовка и проведение игры-занятия 1 (по
----9.30-9.45-10.00
подгруппам)
Возвращение с прогулки, подготовка ко сну, 1-й сон
9.30-12.00
----Возвращение с прогулки, водные процедуры, обед
----11.00-12.00
Подготовка ко сну, сон
----12.00-15.00
Постепенный подъем, полдник
16.30-17.00
15.00-15.30
Прогулка, самостоятельная деятельность
17.00-18.30
15.30-18.30
Подготовка и проведение игры-занятия 2 (по
----16.00-16.15подгруппам)
16.30
Прогулка,уход домой
17.00-18.00
Дома
Прогулка
18.00-20.00
Возвращение с прогулки, спокойные игры,
20.00-20.30
гигиенические процедуры
Подготовка ко сну, ночной сон
20.30-6.30
32

3.3. Формы организации детских видов деятельности в ДОУ
Образовательные
области
Физическое развитие

Социальнокоммуникативное

Речевое развитие

Познавательное
развитие

Формы работы













































Игровая беседа с элементами движений
Игра
Утренняя гимнастика
Интегративная деятельность
Упражнения
Ситуативный разговор
Беседа
Рассказ
Проблемная ситуация
Игровое упражнение
Индивидуальная игра
Совместная с воспитателем игра
Совместная со сверстниками игра (парная, в малой группе)
Игра
Чтение
Беседа
Наблюдение
Рассматривание
Педагогическая ситуация
Праздник
Ситуация морального выбора
Поручение
Рассматривание
Игровая ситуация
Дидактическая игра
Ситуация общения.
Беседа (в том числе в процессе наблюдения за объектами
природы, трудом взрослых).
Интегративная деятельность
Хороводная игра с пением
Игра-драматизация
Чтение
Обсуждение
Рассказ
Игра
Рассматривание
Наблюдение
Игра-экспериментирование
Исследовательская деятельность
Конструирование.
Развивающая игра
Экскурсия
Ситуативный разговор
Рассказ
Интегративная деятельность
33

Художественное –
эстетическое
развитие












Беседа
Проблемная ситуация
Рассматривание эстетически привлекательных предметов
Игра
Организация выставок
Слушание соответствующей возрасту народной,
классической, детской музыки
Экспериментирование со звуками
Музыкально-дидактическая игра
Разучивание музыкальных игр и танцев
Совместное пение

34

3.4. Условия реализации программы
Образовательная среда – совокупность условий, целенаправленно создаваемых в
целях обеспечения полноценного образования и развития детей.
Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды,
представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и
т.п.), материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного
возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и
укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.
Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную
реализацию образовательного потенциала пространства группы, участка и материалов,
оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста, охраны и
укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.
Развивающая предметно-пространственная среда группы, участка должна
обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых (в том
числе детей разного возраста), во всей группе и в малых группах, двигательной
активности детей, а также возможности для уединения.
Развивающая предметно-пространственная среда
группы должна быть
содержательно насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной,
доступной и безопасной.
Оформление группы для детей раннего возраста в детском саду – задача не простая,
потому что это первое место, где малыши проводят время без мамы. Это самый сложный
период, связанный с адаптацией ребенка.
Психологический комфорт и атмосфера уюта в группе – гарантия того, что кроха
быстро привыкнет и будет прекрасно себя чувствовать в течение всего дня. Младший
возраст – важнейший этап в развитии ребенка. Именно в этот период происходит его
переход к новым отношениям с взрослыми, сверстниками и с предметным миром.
Главные задачи этого этапа: обеспечение эмоционально положительного
самочувствия, поощрение самостоятельности, накопление опыта предметнопознавательной и коммуникативной деятельности.
Создавая предметно-развивающую среду группы, мы учитывали следующие принципы её
построения:

информативность (разнообразие тематики материалов и оборудования и
активность воспитанников во взаимодействии с предметным окружением);

вариативность, предусматривающая содержание воспитания, культурные и
художественные традиции; климатогеографические особенности;

полифункциональность (обеспечение всех составляющих воспитательнообразовательного процесса и возможность разнообразного использования различных
составляющих предметно-развивающей среды);

интегративность образовательных областей (материалы и оборудование для одной
образовательной области могут использоваться и в ходе реализации других областей);

педагогическая целесообразность, позволяющая предусмотреть необходимость и
достаточность наполнения предметно-развивающей среды, а также обеспечить
возможность самовыражения воспитанников;

индивидуальную комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребенка, с
учетом полоролевой специфики;

трансформируемость (возможность изменений предметно-развивающей среды,
позволяющая, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства);

индивидуальную комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребенка;

комплексирование и гибкое зонирование (легкость трансформирования
оборудования, полифункциональность его использования).
35

Перечень материалов и оборудования в соответствии с образовательными областями
Познавательное и речевое развитие
Материалы
 Пирамидки и стержни для нанизывания с цветными элементами разнообразных форм для индивидуальных
и игрушки
занятий.
для предметной
 Большая напольная пирамида для совместных игр со сверстниками, матрешки.
деятельности
 Наборы кубиков и объемных тел (цилиндры, бруски, шары, диски).
 Игрушки-орудия (совочки, лопатки с наборами формочек, удочки, сачки, черпачки, грабельки, молоточки,
веера и др.).
 Наборы разнообразных объемных вкладышей.
 Мозаики, рамки-вкладыши с различными геометрическими формами, пазлы, конструкторы
Материалы и игрушки
 Динамические игрушки – игрушки, которые отображают различные виды движения – различные
для
кугельбаны, кувыркунчики, волчки и юлы, клюющие курочки и пр.).
экспериментирования
 Столы-поддоны с песком и водой; плавающие и тонущие предметы (губки, дощечки, металлические
предметы, предметы из резины, пластмассы и пр.).
 Разнообразные бытовые предметы для исследования (часы, кофемолка, телефон и пр.).
 Игрушки с магнитом.
 Игрушки из разных материалов и разной плотности (из тканей, резиновые, деревянные, пластиковые и др.),
мягконабивные игрушки из разных тканей, заполненные различными материалами (крупами, бумагой,
лоскутками и пр.).
 Пластические материалы (глина, тесто); материалы для пересыпания и переливания (пустые пластиковые
бутылки, банки, фасоль, горох, макароны и пр.); трубочки для продувания, просовывания.
 Игрушки с секретами и сюрпризами (коробочки и пеналы с подвижной крышкой, шкатулки с разными
застѐжками, головоломки, наборы для игр, включающих решение проблемных ситуаций); игрушки со
светозвуковым эффектом; «волшебный мешочек», наполняемый мелкими предметами и игрушками
Материалы
 Предметные и сюжетные картинки, наборы картинок для группировки (одежда, посуда, мебель, животные,
для развития речи
транспорт, профессии, игрушки).
 Книжки с картинками (сборники потешек, стишков, прибауток, песен, сказок, рассказов).
 Разрезные картинки, наборы парных картинок; серии картинок для установления последовательности
действий и событий (сказочные, бытовые ситуации).
 Аудионосители с записями детских песен, сказок.
 Диафильмы

Наглядно-образный
материал (наглядные
пособия, отражающие
предметные, природные
или социальные объекты
и события)







Материалы и игрушки
для процессуальных и
сюжетных игр














Материалы и
оборудование общего
назначения





Социально-коммуникативное развитие
Фотографии детей, семьи, семейные альбомы.
Фотографии, альбомы, отражающие жизнь группы и детского сада.
Наглядные пособия (книги, иллюстрации), отражающие разные занятия детей и взрослых.
Картинки и фотографии, изображающие разные эмоциональные состояния людей (веселый, грустный,
смеющийся, плачущий, сердитый, удивленный, испуганный и др.), их действия, различные житейские
ситуации.
Наглядный материал и игрушки, способствующие развитию толерантности (картинки, куклы,
изображающие представителей разных рас и национальностей; картинки, куклы, изображающие больных
детей и животных и т.п.).
Аудио-, видеоматериалы о жизни детей и взрослых
Игрушки-персонажи: крупные куклы в одежде, которую можно снимать и надевать, куклы-голыши,
антропоморфные животные из разных материалов.
Стационарная и настольная кукольная мебель (столики, стульчики, скамеечки, шкаф, кроватки и пр.).
Игрушки для разыгрывания различных сюжетов: кормления кукол (посуда, столовые приборы),
укладывания спать (подушечки, простынки, одеяльца), купания (ванночки, флаконы, губки, салфетки),
лечения (игрушечные наборы, в которые входят градусник, шприц, трубочка для прослушивания, кусочки
ваты, бинтик и пр.), прогулок (коляски с подушечкой и одеяльцем, машинки); уборки (губка, мыло,
мисочка или раковина совок, веничек, салфетки).
Строительные наборы для мебели домов, дорожек и пр.
Машины крупные, с кузовом, кораблики, поезд, и пр.).
Детские игрушечные телефоны.
Предметы-заместители в коробках (кубики, палочки, шишки, желуди, шарики, детали пирамидок и
конструкторов, фигурные катушки и пр.).
Ткани разных размеров, цветов и фактур
Крупные модули для строительства машин, поездов, домов и пр.
Большие коробки с прорезями в виде окон, из которых также можно устраивать дома, поезда, туннели,
дом
Художественно-эстетическое развитие
Книги с красочными иллюстрациями, репродукции. Фланелеграф.
Стенд для демонстрации детских рисунков и поделок.
Емкости для хранения материалов для изобразительной деятельности
37

Материалы для
изобразительной
деятельности

Материалы для
музыкального развития
детей

Материалы для
театрализованной
деятельности
















Приспособления для
развития двигательной
активности детей
(ползания, лазания,
ходьбы, бега, прыжков)
Игрушки и материалы
для развития мелкой и
крупной моторики









Наборы цветных карандашей, фломастеров, разноцветных мелков; краски (гуашь, акварель, пищевые
красители).
Кисти для рисования, для клея; палитра, емкости для воды, красок, клея.
Бумага разных форматов, цветов и фактуры, картон для рисования и аппликаций.
Глина, пластилин (не липнущий к рукам).
Печатки, губки, ватные тампоны для нанесения узоров; трафареты для закрашивания.
Доски для рисования мелками, подставки для работы с пластилином, глиной, тестом; мольберты.
Салфетки для вытирания рук и красок; фартуки и нарукавники для детей
Игрушечные музыкальные инструменты: бубны, барабаны, трещотки, треугольники, маракасы, ложки,
колокольчики, дудочки, металлофоны, пианино.
Игрушки с фиксированной мелодией (музыкальные шкатулки, шарманки, электромузыкальные игрушки с
наборами мелодий, звуковые книжки, открытки).
Аудиосредства (музыкальный центр, наборы дисков с записями музыкальных произведений)
Наборы кукол, игрушек-персонажей сказок, ширмы для кукольного спектакля, костюмы, маски,
театральные атрибуты для разыгрывания сценок и спектаклей.
Карнавальные костюмы, маски.
Фланелеграф с набором персонажей и декораций; различные виды театров (би-ба-бо, настольный
плоскостной, магнитный, теневой).
Аудио-, видеосредства для демонстрации детских спектаклей, мультфильмов
Физическое развитие
Горки, лесенки, скамеечки, туннели, домики.
Игрушки-качалки, модульные сооружения различных форм из разных материалов, веревки, дорожки для
ходьбы, задающие изменение направления движения.
Массажные дорожки и коврики с разным покрытием, «сухой бассейн», мини-маты, трехколесные
велосипеды, мини-стадион
Мячи разных размеров, в том числе массажные, кегли, обручи, кольца.
Игрушки, которые можно катать, толкать; разноцветные предметы различной формы для нанизывания;
доски с пазами, крючочками, стержнями и молоточками.
Специальные приспособления – стенды, тренажеры – предназначенные для развития разнообразных
движений кисти руки и пальцев (застежки – молнии, пуговицы и петли, крючки, шнуровки).
Коробки с разными крышками и прорезями, копилки

38

3.5. Мониторинг усвоения программы воспитанниками
Оценка становления основных (ключевых) характеристик развития личности ребенка
осуществляется педагогом в рамках педагогической диагностики (оценки
индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой
эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего
планирования) в первой группе раннего возраста не опроводится.

IV. Список методической литературы
1.
Афонькина Ю.А., Омельченко Е.М. Организация деятельности центра игровой
поддержки ребенка раннего возраста. — Волгоград; Учитель, 2012.
2.
Карпухина Н.А. Конспекты занятий в ясельной группе детского сада. Практическое
пособие для воспитателей и методистов ДОУ. — Воронеж: ИП Лакоценин С. С., 2010
3.

Колдина Д.Н. Игровые занятия с детьми 1-2 лет. – М.:ТЦ Сфера, 2013.

4.
Найбауэр А.В., Куракина О.В. Развивающие игровые сеансы в ясельных группах
детского сада. Конспекты занятий с детьми 1-3 лет. – 2-е изд., испр. и доп. – М.:МОЗАИКАСИНТЕЗ, 2021.
5.
Печора К.Л. Развитие и воспитание детей раннего и дошкольного возраста.
Актуальные проблемы и их решение в условиях ДОУ и семьи. — М.: Скрипторий 2003,
2006.
6.
Пилюгина Э.Г. Игры-занятия с малышом от рождения до трех лет. Развитие
восприятия цвета, формы и величины. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009.
7.
Тимофеичева И.В., Оськина О.Е. Развивающие игры-занятия для детей раннего
возраста. Под редакцией Воровщикова С.Г. — М.: УЦ "Перспектива", 2010.
8.

Теплюк С.Н. Занятия на прогулке с малышами.- М.: Мозаика- Синтез, 2005.

9.
Хомякова Е.Е. Комплексные развивающие занятия с детьми раннего возраста. –
СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009.
10.
Янушко Е.А. Развитие речи у детей раннего возраста (1-3 года). — М.: МОЗАИКАСИНТЕЗ, 2012.
11.
Янушко Е.А. Рисование с детьми раннего возраста (1-3 года). Методическое пособие
для воспитателей и родителей. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2006.
12.
Янушко Е.А. Лепка с детьми раннего возраста (1-3 года). Методическое пособие для
воспитателей и родителей. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2006.
13.
Янушко Е.А. Аппликация с детьми раннего возраста (1-3 года). Методическое
пособие для воспитателей и родителей. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2006.
14.
Янушко Е.А. Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста (1-3 года).
Методическое пособие для воспитателей и родителей. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2007.
15.
Янушко Е.А. Сенсорное развитие детей раннего возраста 1–3 года : [метод. пособие
для педагогов дошкольных учреждений и родителей] / Е.А. Янушко. — М. : Издательство
ВЛАДОС, 2018.
16.
Янушко Е.А. Помогите малышу заговорить: Развитие речи детей 1 – 3 лет. — М.:
Эксмо, 2015.

40


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».